Otorten.ru / Уральский словарь / Яков Борисович Лепехин

"Родился Лепехин в Чуборовской слободе в семье пашенного крестьянина. В поисках лучшей жизни их семья переезжала из одного населенного пункта в другой: сначала в Киргинскую, а затем в Нижне-Ницинскую слободу, где отец Якова стал служить дьячком при местной Никольской церкви.

В то время дети рано начинали самостоятельную жизнь, и чаще всего - вдали от родного дома. Так, во второй половине 60-х годов XVII века, молодой Лепехин оказался в должности подьячего (чиновника местной приказной администрации) Пышминско-Ощепковской слободы, В свободное от службы время Яков увлекался ловлей соколов и кречетов, которых потом обучал для охоты на промысловых птиц и зверей Кроме удовлетворения чисто охотничьего азарта, это занятие приносило ему еще и немалую выгоду.

Дело в том, что царь Алексей Михайлович был большим любителем соколиной охоты и для этой цели держал в своих сокольнях около трех тысяч птиц. Время от времени он дарил обученных соколов правителям дружественных государств.

Узнав об этом, Лепехин решил расширить свой промысел, приобщив к нему ирбитчан, служивших на Пышме беломестными казаками. А пойманных птиц стал напрямую поставлять к царскому двору. Верхотурский воевода Колтовский всячески способствовал его предприятию, и, чтобы узаконить его, даже выдал Лепехину разрешение: "Ловить на великих государей кречетов в Пышминской слободе и на Ирбите". Но Лепехин стремился полностью закрепить за собой кречетовые угодья и добился разрешения построить на Красном Яру на реке. Пышме собственную слободу, в которую прибрал на свои средства четырех беломестных казаков и одиннадцать крестьянских семей. Вскоре его назначают атаманом беломестных казаков всего Верхотурского уезда.

В течение нескольких последующих лет Яков Лепехин отстраивает слободу с острогом, исправно несет со своими казаками таможенную, сторожевую и воинскую службу, при этом не прекращает заниматься промыслом соколов.

Но не все шло гладко у нового слободчика. Приказчики и крестьяне с соседних слобод постоянно жаловались ни него воеводе, что слободу поставил не на том месте, где было разрешено, самовольно захватывает земли, переманивает новоприбывших крестьян и т.п. Все сходило с рук красноярскому слободчику, воевода всегда выносил решение в его пользу. Конечно, много значило личное знакомство и общение Лепехина с царем, но главная причина была в другом. Во второй половине XVII века в Сибири ощущалась острая нехватка "детей боярских", которые представляли высший командный состав зауральских гарнизонов, своеобразную служилую "аристократию". Из их числа назначались приказчики, слободчики (устроители новых слобод), им доверяли самые ответственные должности и поручения. Как правило, назначение шло "по отечеству", т.е. из детей и близких родственников чиновников местной администрации и по указу царя.

Однако, как свидетельствуют документы, "на Верхотурье рассылки детям боярским многие, а детей боярских в Верхотурье мало, и к государевым делам приставить неново". Поэтому воеводы вынуждены были пополнять управленческий штат за счет грамотных казаков, стрельцов и даже крестьян. В большинстве своем они оправдывали доверие добросовестной службой царю и Отечеству.

Но в 1676 году царь Алексей Михайлович умер, а новые правители решили навести порядок в государственной службе. И начали с того, что всех "детей боярских", которые были поверстаны в службу без царского на то позволения, отставить от службы, лишить жалования, определив в прежние чины, "чтобы впредь неповадно было без великого государя указу и без грамот бить челом". Вновь вступивший в должность воеводы Павлов в точности выполнил это указание. В список 20 человек, прибранных не "по отечеству", попал и Лепехин, которого, как и было предписано, в одночасье перевели из "детей боярских" в пашенные крестьяне и отправили под конвоем на первоначальное место жительства в Чубаровскую слободу. С этого момента Лепехин, со всей свойственной ему энергией, вступил на путь бескомпромиссной борьбы с существующей властью и поддерживающей ее во всем никоновской церковью.

К тому времени его отец ушел в Долматовский Успенский Монастырь, где принял монашеский постриг. Надо заметить, что основатель этого монастыря старец Долмат (в миру тобольский казак Дмитрий Иванович Мокренский) и его сын игумен Исаак были убежденными сторонниками старой веры, а их обитель - одним из тайных центров старообрядчества. В стенах этого монастыря написано известное послание "Об Антихристе и тайном царстве его", адресованное тюменским старообрядцам, в котором гневно критиковалась проведенная патриархом Никоном реформа церкви, а сам Никон и царь Алексей Михайлович обличались как Антихристы. Не случайно Долматовский монастырь был местом, куда скрывались от преследования властей и церкви все инакомыслящие, в том числе и Лепехин. Здесь-то он и познакомился с идеологами старой веры старцами Авраамием и Иваном Кодским. Но в отличие от них Лепехин был сторонником радикального очищения от земных грехов путем "не оскверненного огненного крещения", т.е. самосожжения. Он активно проповедовал свои идеи среди народа. О том, как реагировал на эти листовки народ, можно судить по донесению приказчика Киргинской слободы Федора Фефилова воеводе Верхотурского уезда: "По научению... еретика, Верхотурского уезда Красноярской слободы слободчика Якушка Лепехина, Киргинские слободы многие крестьяне хотят зожетца и на церковь Божью многие хулы возлагают и чинят раскол и священников не пускают". Так своим участием в старообрядческом движении народ выражал свой протест против засилья чиновников правительственной и местной администрации, усиливающегося закабаления крестьян и никоновской реформы церкви.

В свою очередь власти решительно боролись с раскольниками: заточая их в тюрьмы и ссылая на дальние окраины государства. Был организован грандиозный сыск и на Лепехина, но он не дал желаемых результатов, а еще больше усугубил обстановку и спровоцировал массовые самосожжения старообрядцев на Юрмыче, Пышме, Исети. В каждой из этих "гарей" погибли десятки и сотни людей.

Скрываясь от преследования, Яков Лепехин был вынужден уйти в Сибирь на Ишим, там уже складывался новый центр старообрядцев. Последнее упоминание о нем было найдено в Тобольской приказной палате, где находилось "Дело Тобольского уезда Ишимской слободы раскольников Якова Лепехина с товарищи в расколе". После этого власти навсегда потеряли след и было неизвестно, как закончилась его судьба.

Но при знакомстве с историей старообрядческого движения в Зауралье мне посчастливилось найти документ, в котором содержались сведения о том, что неукротимый борец за старую веру на склоне лет вернулся в родной Верхотурский уезд и был пострижен, как и его отец, в монахи того же Долматовского Успенского монастыря, где и закончилась содержательная биография основателя Красноярской слободы на Пышме, Верхотурского атамана и виднейшего руководителя урало-сибирского старообрядчества второй половины XVII века, нашего земляка Якова Борисовича Лепехина."

Источник: О.А. Молокотин. Чубаровское - старейшее село

Вверх

На главную