Otorten.ru / Уральский словарь

 

Уральский словарь: А, Б, Л, М, П, Ф

А

Андроновская культура

Б

Пресвятая Богородица

Л

Лепехин Яков Борисович родился в Чуборовской слободе в семье пашенного крестьянина. В поисках лучшей жизни их семья переезжала из одного населенного пункта в другой: сначала в Киргинскую, а затем в Нижне-Ницинскую слободу, где отец Якова стал служить дьячком при местной Никольской церкви. (Подробнее)

М

Манси – один из малочисленных народов Сибирского Севера. Их численность в 1989 г. составляла 8459 человек. Сегодня манси проживают в основном в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области и ряде районов Свердловской области по Нижней Оби и рекам Северная Сосьва, Ляпин, Конда, Лозьва. Ранее территория их расселения была гораздо шире и находилась в значительной мере западнее и южнее современной. (Подробнее)

Мир-Суснэ-хум (манси), Миршэтиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени - «смотрящий за миром». Эпитеты и описательные имена отражают различные признаки и ипостаси Мир-Суснэ-хума: «золотой богатырь», «всадник», «богатырь-старик», «властелин-старик», «властелин ханты», «повелитель», «сын золотого света», «сынок женщины» - Эква-Пыгрись и др., при этом у восточных хантов Кан-ики или Орт-ики - основное имя Мир-Суснэ-хума. (Подробнее)

Мифология обских угров. Мифы двух обско-угорских народов - ханты и манси, значительно различались даже у отдельных племенных групп. Согласно главному космогоническому мифу, земля появилась среди первичного океана из ила, который вынесла в клюве, трижды нырявшая на дно гагара - лули. В одном варианте мифа гагару посылает прародитель всех богов Корс-Торум, в другом - Нуми-Торум, а облик гагары принял властитель злых духов Куль-отыр. (Подробнее)

Молебный Камень, горный хребет между Вишерой и верховьями правых притоков Лозьвы — Северной Тошемки и Вижая, с севера ограничен рекой Нёлс, с юга и юго-запада — рекой Большая Мойва. Наиболее значительные вершины: Ойка-Сяхыл — «Старик-гора» (1279 м), Эква-Сяхыл — «Старуха-гора» (к югу от Ойка-Сяхыл) и Хусь-Ойка — «Старик-слуга» (см. Муравьиный Камень). На картах и в справочниках название северной вершины Ойка-Сяхыл часто передается искаженно — Ойкачакур. (Подробнее)

П

Пайпынг-ойка – «Старик c берестяным туесом» – дух-покровитель мансийского с. Хошлог (р. Ляпин). (Подробнее)

Пастэр, Крылатый Пастэр – мифический предок-покровитель у нескольких групп обских угров. Й. Папаи в конце XIX в. было записано предание о происхождении народа Пастэр, предки которого жили в истоках Оби. Во время охоты на лося два человека из рода Пастэр («крылатый» и «ногастый») ушли далеко на север. Крылатый человек смог возвратиться домой, а его товарищ, не решившись на обратный путь, остался жить в низовьях Оби. Согласно сказанию кондинских манси, именно Крылатый Пастэр отрубил небесному лосю две ноги из шести, сделав это животное доступным человеку. (Подробнее)

Пауль-йорут (букв. «деревни существо»), злой дух, привидение. Согласно верованиям манси, проживающих в бассейне Северной Сосьвы, пауль-йорут превращается в злого духа из валявшейся изношенной обуви (особенно женской), либо из старых, гниющих предметов одежды. (Подробнее)

Пенгын-хум «прорицатель», «гадатель» (мужчина или женщина), считался по рангу ниже шамана. (Подробнее)

Пермский звериный стиль. Сайт по Пермскому звериному стилю - http://www.perm-animal-style.ru/

Пойк - молитва, мольба, обращенная к духам. При обращении к богам и духам-покровителям манси использовали различные понятия: «молиться», «просить или молить о чем-нибудь, плача» и т.п. Молитву обычно произносил шаман или человек, руководящий жертвенной церемонией; присутствующие в этот момент должны были совершать поклоны. (Подробнее)

Полум-Торум (Полум-ойка, Тапал-ойка) - «хозяин» реки Пелым, один из сыновей верховного бога Нуми-Торума (в варианте Н.Л. Гондатти – старший сын; по материалам Е.И. Ромбандеевой – третий сын). Считалось, что Полум-ойка живет со своей семьей на Пелыме; место его обитания являлось священным. Главная функция «хозяина» Пелыма заключалась в обеспечении населения этого региона природными богатствами – рыбой и зверем. Полагали, что Полум-Торум является посредником при передаче жертв, предназначенных Нуми-Торуму. Он же являлся заступником перед отцом за людей, проживавших на подчиненной ему территории. От желаний бога-покровителя Пелыма зависело приостановить или напротив наслать на людей болезни. (Подробнее)

Полум-Торум-пыг «Сын Полум-Торума». Считался основателем ряда мансийских поселков, расположенных на Северной Сосьве (Верхне-Нильдино, Петкаш, Резимовские юрты) и нижней Оби (Новинские и Сурейские юрты). Жители этих селений именовали себя полум махум «пелымским народом», считая, что их предки пришли с берегов Пелыма под водительством Полум-Торум-пыга. В упомянутых поселках сын Полум-Торума почитался в качестве Павыл-ойки «старика селения». (Подробнее)

Пор - самоназвание членов одной из двух фратрий у северных манси, предком которой считался медведь – «лесной зверь», «луговой зверь», «божественный зверь». Люди фратрии Пор называли себя Пор махум «народ Пор» или пупыг сир «медвежий род». Медведь идентифицировался с Нуми-Торумом, верховным богом, его называли также «Когтистым стариком». В песнях и сказаниях медведя именуют «братом матери», «двоюродным братом матери», «братом женщины Пор». Все члены фратрии Пор считались родственниками и в браки друг с другом не вступали. Медведь воспринимался и как культурный герой: от него люди получили огонь и лук. (Подробнее)

Пори - бескровное жертвоприношение. Наиболее распространенным видом жертвоприношения была узкая полоска ткани с завязанной в углу монетой (арсын – от русского «аршин»). Арсыны приносили на святилища при каждом его посещении и привязывали на одно из деревьев, либо хранитель клал приношение в амбарчик. Поскольку на женских местах именно арсын был основным видом жертвы, то деревья там были сплошь увешаны полосками ткани. (Подробнее)

Пупыг - божок, дух-покровитель. Заселяя землю, Верховный бог Нуми-Торум создал вначале две генерации богатырей-отыров , первая из которых была им же уничтожена за неподобающее поведение. Богатыри второй генерации со временем превратились в духов-покровителей сообществ людей, объединенных сознанием единства происхождения. (Подробнее)

Пупыг-йикв - пляска духов-покровителей. А. Каннисто записана информация о религиозных праздниках ляпинских манси, проводимых семь лет подряд, после чего наступала семилетняя пауза; этот праздник назывался пупыг-йикв. Аналогичные праздники устраивали на Оби в Вежакарских и Тегинских юртах. Пляски духов-покровителей также были неотъемлемой частью медвежьего праздника: в дом, где лежала медвежья шкура попеременно входили люди, изображавшие местных духов. (Подробнее)

Пупыг-норма - полка, на которой хранятся изображения духов и сопровождающая их культовая атрибутика. (Подробнее)

Пупыг-нял «стрела духов-покровителей» (принесенная духам в жертву). На святилищах манси, посвященных богам или духам-покровителям, часто можно увидеть стрелу или набор стрел, иногда связанных в пучки. По сведениям А. Каннисто, некоторые духи-покровители вместо кровавых жертв довольствовались стрелами обычного вида с железными наконечниками. (Подробнее)

Пурлахтын ма – жертвенное место, собственно «земля, где происходит угощение» духов. (Подробнее)

Ф

Фонари Якимова - 11 сентября 2002 года, работая в ночную смену на ивдельском бокситном карьере, горный мастер Юрий Якимов наткнулся на нечто в лесу. То, что сперва показалось мощным прожектором, покачивавшимся среди деревьев, вдруг начало подавать признаки разумного поведения: источник света словно чувствовал взгляд и немедленно поворачивался к Якимову, но как только тот отводил глаза, луч, в свою очередь, отстранялся. (Подробнее)

Вверх

На главную