Otorten.ru / Уральский словарь / Полум-Торум


Полум-Торум (Полум-ойка, Тапал-ойка) - «хозяин» реки Пелым, один из сыновей верховного бога Нуми-Торума (в варианте Н.Л. Гондатти – старший сын; по материалам Е.И. Ромбандеевой – третий сын). Считалось, что Полум-ойка живет со своей семьей на Пелыме; место его обитания являлось священным. Главная функция «хозяина» Пелыма заключалась в обеспечении населения этого региона природными богатствами – рыбой и зверем. Полагали, что Полум-Торум является посредником при передаче жертв, предназначенных Нуми-Торуму. Он же являлся заступником перед отцом за людей, проживавших на подчиненной ему территории. От желаний бога-покровителя Пелыма зависело приостановить или напротив наслать на людей болезни.

В мифологии Полум-Торум выступал постоянным соперником своего брата Хонт-Торума, бога войны, воинственного покровителя территорий, расположенных в бассейне рекой Ляпин. Споры двух братьев разгорались за возможность называться торумом «богом». Нуми-Торум назначил сыновьям испытание, определив условие, по которому выигравший станет именоваться торумом. Однако, братья не уступали друг другу в силе и стойкости, поэтому получили равные права называться богами на подвластных им территориях.

По сведениям, собранным В.Н. Чернецовым в районе Северной Сосьвы, облик Полум-Торума ассоциировался у манси с изображением орла на серебряном блюде. По другим локальным представлениям Полум-Торум выступал в антропоморфном образе, выраженном фигурой с черной суконной повязкой на шее шириной в три пальца. Во время борьбы он мог принимать вид семивершинной березы.

Полум-Торум являлся обязательным персонажем на медвежьих праздниках манси, ему посвящены многие песни и сказания.

По преданию, сыновья Полум-Торума являлись основателями ряда мансийских селений на Северной Сосьве и нижней Оби.

Литература: Гемуев, Бауло, 1999; Гондатти,1888; Источники..., 1987; Ромбандеева, 1993; Kannisto, 1958; Karjalainen, 1922; Munkacsi, 1892-1902; Munkacsi, 1892; Munkacsi, 1893; Munkacsi, 1910; Munkacsi, Kalman, 1952; Pбpay, 1905; Schmidt, 1989

А.А. Люцидарская

Источник: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/museum/prj7/href.php?art=e&e=25>

"Обладая двойственной природой, сыновья Нуми-торума связывают небесный п земной миры. Самый старший из сыновей — Полум-торум — жил на реке Пелым (полум) вместе с женой и детьми. В его ведении находились вся рыба и звери окрестных мест. Полум-торум считался божеством грозным и решительным. По приданиям, во время борьбы он обращался в огромную березу, которую манси почитали еще в XIX веке. Есть легенда, в которой Полум-торуму в облике дерева приносятся человеческие жертвы. Так, если человек терял покой и рассудок, он якобы сам прибегал к дереву и добровольно расставался с жизнью. Считалось, что его «призвал» Полум-торум."

Гемуев Измаил Нухович, Сагалаев Андрей Маркович, Соловьев Александр Иванович. "Легенды и были таёжного края". Новосибирск, 1989. Стр. 156.

Образок святителя Николая Чудотворца. Из Верхотурского Свято-Николаевского монастыря.

Образок святителя Николая Чудотворца. Из Верхотурского Свято-Николаевского монастыря (?). (Источник)

" Основных фигур христианской религии манси отождествляли со своими главными божествами: Христа - с Мир-Сусне-Хумом, Николая Чудотворца - с Полум-ойкой, бога-отца - с Нуми-Торумом (своим верховным богом), а Богородицу - с женой Нуми-Торума. И «приемы обращения» с богами оставались прежними. Так, однажды, сообщает путешественник прошлого века, после неудачной охоты жители одного из селений решили принести в жертву Николаю Угоднику барана, ибо сочли, что одних восковых свечей ему мало, поэтому-де и промысел неудачен. Ночью, войдя в церковь и поднявшись на паперть, охотник встал перед иконой Николая Чудотворца, перекрестился и, сделав несколько земных поклонов, воткнул нож в горло жертвенного животного. Затем он подставил под брызнувшую струю крови чашку, а когда та наполнилась дымящейся кровью, он выпил ее, нацедил снова и с наивной верой помазал кровью лик угодника на иконе. После этого охотник сел в лодку и с облегченным сердцем и успокоенной совестью отправился домой. "

Источник: Гемуева И.Н. «Народ манси: Воплощение мифа»

Вверх

На главную